Weddingflora.ru

Женские штучки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Никакой заговор до добра не доведет!

Никакой заговор до добра не доведет!

В различных газетах постоянно появляются присланные читателями «эффективные заговоры» от болезней, однако заговор Алевтины Картушенко в «Воскресной газете», № 7, 2004 «от гусок и кист» заставил меня взяться за перо.

Православная Церковь относиться к заговорам крайне отрицательно, считая их одной из форм магии, которая всегда душегубительна, даже если она белая.

В духовном мире нет серого цвета, есть только Свет и тьма, Бог и сатана. И человек не может находиться между ними, т.е. ни с Богом, ни с бесом, а сам по себе. В тот момент, когда человек сознательно отвергает или отстраняется от Бога, согрешая, он попадает в окружение злых духов.

Молитва к Богу (не пустая йоговская медитация!) является главным средством богообщения. Мы просим в молитве о милости, защите, вразумлении, исцелении в болезни, благословения в делах и т.д. В случае молитв к святым («много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16) их контекст всегда таков: «святый угодник Божий…. моли Бога обо мне (нас), т.е. не святые помогают, а Бог, которого они своей действенной молитвой просили о нас, грешных. В отличие от сект Православная Церковь, помня, что у Бога «все живы» (Лк. 20:38), считает усопших праведников неотъемлемой, невидимой небесной частью Христовой Церкви. И раз так, то мы можем свободно просить святых на небесах молиться о нас, так же как мы просим своих живых близких или священника «помолись обо мне».

При этом важно чтобы молитва, пусть даже краткая («Господи, благослови!», «Господи, спаси и сохрани!»), была постоянной: «…непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17), — так поучал св. апостол Павел. В такие моменты мы действительно с Творцом. И все блага, получаемые после молитвы, будут однозначно полезными для человека, поскольку совершены они Богом.

Задумывались ли «целители», колдуны и их клиенты, какая сила исполняет заговоры и магические заклинания? Вот пример заговора якобы от рака: «Как горит сухое, больное, не растущее, не живущее, так с ним сгорит злой нарост с раба (имя) Аминь». И при этом нужно еще совершить некие магические действия с сухими березовыми ветками. Где тут прямое обращение к Богу, святым или ангелам? Где написано: «Господи, помилуй и исцели»? Такого там нет! И становиться понятным, что если результат после заговора или заклинания достигнут, и об этом Бога не просили, то исполнителем, несомненно, являются только бесы, которые с целью введения людей в грех могут совершать вроде бы «полезные» дела. Хотя при раковых заболеваниях магия еще никогда не помогала, хуже того, злокачественный процесс еще хуже усугублялся!

Опасность магии в том, что человек вместо Бога просит о помощи бесов!

Мне могут возразить, что есть много заговоров с молитвами. Что ж, проанализируем и их на примере метода «от гусок и кист» от Алевтины Картушенко.

Первое что бросается в глаза, так это наличие именно магических ритуалов: «две нитки не черного цвета», необходимость «закопать нитки под порогом дома, сарая, ворот, где ходят» и т.п. Это уничтожает всю действенность любой канонической молитвы, читаемой при этом, поскольку нельзя обращаться к Богу, держась при этом за руку беса. И в нашем случае чтение «Отче наш…» только усиливает душегубительность этих действ.

В Православии есть разные виды молитв: молитвы хвалы и благодарности Богу, покаянные, молитвы о помощи во всяких делах и, конечно, об исцелении, при этом каждые из них должны произносится в соответствии их предназначения, а не сумбурно. «Отче наш…» не является молитвой об исцелении телесных недугов.

«Отче наш…» — это особая молитва, это молитва, можно сказать, избранных и действительно совершенных христиан, поскольку является «обоюдоострым мечом», которым можно и духовно возрасти, побеждая ад, и тяжко себя поранить. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…», — говориться в ней. Этими словами христианин просит Бога простить ему прегрешения, как он сам прощает грехи других; прощает людям, которые причинили любую (!) обиду, вред, не отдали денежный долг, украли имущество и т.д. Приступая к этой высшей христианской молитве, повторю, нужно простить любой грех, совершенный в отношении к нам, любой! А то некоторые, помолясь «Отче наш», после проклинают за пустую мелочь «Что б ты сдох!», «Так тебе и надо!», злятся на обидчиков, разверзаются ругательствами. Можно не сомневаться, наступит время, когда Бог вот также и «простит» молящегося… Вот уж не возрадуется этому «прощению» человек!

Итак, больной (-я) с «гусками и кистами», не осознавая, что нужно самому простить грехи ближнего; прося при этом «… и избави нас от лукавого», сам, кощунственно лукавя, совершает богопротивные магические действия! Да еще и крестит порог и ворота, под которыми закопаны нитки, освящая постоянно попираемые и оскверняемые места… Хуже того, по совету Алевтины больной еще обмазывает себя мочой! По мнению Церкви, применение мочи в лечение ведет:

1) к физическому осквернению, связанному с применением внутрь организма нечистот;

2) к нравственному осквернению, ибо Творцом заложена брезгливость к нечистотам: «И если душа прикоснется к чему-то нечистому, к нечистоте человеческой …. то истребиться душа та из народа твоего» (Лев. 7:21);

3) к духовному осквернению, ибо, поправ заповеди Господа, люди взыскивают мочу. И надо же быть каким дерзким человеком, чтобы, накануне напившись или обмазавшись нечистотой, приступить, например, к Святому Причастию?

Таким образом, даже не вообразить, как больной человек оскверняется от такого лечения и духовно низвергается!

Но в чем воистину великое лукавство, с которым бесы поучают «бабушек-целителей», так это в том, что избавиться от бородавок «на ножках» можно просто перевязав их х.-б. ниткой (шелковые развязываются) любого цвета… И они без всяких заговоров и копания в земле со временем отпадут, а для профилактики осложнений их нужно регулярно смазывать спиртом или лосьоном. Все! Но посмотрите, как ловко бесы обставили простую процедуру перевязывания, превратив ее в еще один метод низвержения человека в тяжкие грехи!

Читая такие «целительские» советы, мне иногда хочется просто кричать: «Люди добрые! Головой думайте, а не иными местами, прежде чем такое советовать и творить. «. И чтобы не попадаться в эти ловушки, всегда спрашивайте у священника совета и благословение…

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Праволавной Церкви

Что такое заговор? Что говорит о заговорах православие? Что значит заговорить на удачу, приворожить кого-то? Чем заговор отличается от молитвы?

Моя мама очень часто применяет заговоры – чтоб на огороде все росло, чтоб дети не болели….. Она говорит, что там есть слова, похожие на молитву (Аминь….). Стелла.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Не существует безобидных заговоров. По одной простой причине: заговор – это общение с бесами, их призвания для тех или иных целей. Цели могут быть вполне безобидными, как в случае с Вашей мамой, но вот суть заговора останется той же – бесообщение. А последствия заговоров могут быть совсем непредсказуемыми, т.к. бесообщение не может пройти бесследно, за свою «помощь» они потребуют «плату» – душу на Страшном Суде. То, что в заговорах есть слова, похожие на молитву, неудивительно, это обычная уловка. Ведь Ваша мама не стала бы читать заговоры, если там содержалось бы открытое призвание дьявола. Даже обычные книжки с заговорами действуют как магнит для лукавых духов. Такие книги не то что читать, даже дома держать нельзя.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Заговоры для ребенка от сглаза, от грыжи, от испуга, на крепкий сон – считаюся ли бесовщиной? Как Церковь к этому относится? Ольга.

Несомненно, заговоры не имеют с Богом ничего общего. Заговор – это обращение к бесам, призвание их для помощи. Но задайтесь вопросом – может ли быть помощь от лукавого? Нет, не может. И, конечно же, Церковь относится к заговорам отрицательно. Читайте обычные молитвы о детях, ребенка регулярно водите в храм на причастие, сами причащайтесь.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

В чем разница между заговором, который полон православной терминологии и молитвой? Андрей

Давайте сначала определимся, что такое молитва и что такое заговор.

Молитва – это обращение к Богу или к святым угодникам. Иоанн Златоуст говорит, что молитва – это наша благоговейная беседа с Богом. Молитва сама по себе вовсе не является гарантией того, что испрошенное в ней обязательно исполнится. Господь, как мудрый Отец, подает человеку благопотребное для его жизни именно тогда, когда это необходимо, а не по прихоти человека.

Заговор же, в отличии от молитвы, является ее полной противоположностью. Человеку, прочитавшего заговор дается чуть ли не 100% гарантия исполнения прошения. Довольно часто для прикрытия в заговорах обильно используется православная терминология. Поэтому многие люди не всегда могут отличить православную молитву от заговора. А как же это сделать?

В первую очередь, нужно обращать внимание на приобретенную литературу. Вся православная литература печатается по благословению Святейшего Патриарха или епархиального архиерея. И само собой, если на первой странице есть такое благословение, то появление заговоров на страницах такого издания практически невозможно, так как эта литература проходит строгую церковную проверку. Никакая церковная литература не может быть напечатана с благословения обычного священника. Также осторожно нужно относиться к литературе, напечатанной с благословения старцев или известных духовников. Как правило, эти люди являются ревнителями церковного благочиния, и никогда не будут давать таких благословений в обход правящего архиерея своей епархии. Конечно же, лучше приобретать православную литературу в храмах или специализированных церковных лавках.

Приведу лишь несколько примеров из молитвословов, напечатанных без благословения. В одном из них приводится «молитва на освящение воды». Причем присутствует оговорка о том, что «наговаривать на воду нужно трижды, она очень помогает «порченным» больным». Уже само название вызывает подозрение, так как освящать воду имеет право только священник, и уж точно никто из них не «наговаривает» на воду, а водосвятный молебен- это целое молитвенное последование с чтением Евангелия и троекратным погружением креста в воду. Все эти чинопоследования напрочь отсутсвуют в предлагаемой молитве. И уж, наверное, каждый человек знает какой чудодейственной силой обладает настоящая, а не «наговоренная» святая вода.

В этом же молитвослове содержится «молитва на заклинание врага». В ней содержатся такие слова: «исполненный лести и погибели, да будет твоя злоба с тобою в погибель». Конечно, православным христианским духом в этой «молитве» и не пахнет. Сам Господь Иисус Христос молился за распинающих его и учил любить ближнего, здесь же предлагается пожелать человеку погибели. В другой «молитве при пробуждении от сна», которая по сути откровенный заговор, говорится о том, что «кто ее трижды в день прочитает, к тому враг не приступает». А далее полное кощунство: «будет эта молитва вместо поста, вместо исповеданья, вместо святаго причащенья». Зато заканчивается, а почему то не начинается « молитва» словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».Вот такое вот кощунство!

Читать еще:  Во сколько заговорил ваш ребенок

Однажды попала ко мне в руки «чудотворная молитва Николаю Чудотворцу». По сути она представляла собой исковерканный, вдвое укороченный, изуродованный акафист святителю Николаю. Человек, плохо знакомый с акафистами подвоха не заметил бы и с удовольствием читал бы эту «чудотворную молитву», а по сути явился бы кощунником, так как такое издевательство над акафистом другими словами и не назовешь.

Что же касается молитвы праведному Артемию Веркольскому, то такой молитвы я не встречал. Но в любом случае, если соблюдены правила издания полного православного молитвослова, о котором вы упоминаете, то это однозначно молитва. А об отличии молитвы от заговора я уже сказал выше.

Почему в Православных храмах черпают энергию люди, занимающиеся колдовством, магией, сатанизмом (знаю реальные примеры)? Олег

Давайте сначала разберемся в определениях. В храме есть только одна энергия – это Божественная благодать. Другой там просто нет. Думаю, что людям, сознательно служащим диаволу в ней нет никакой необходимости. Как раз наоборот, Божественная благодать будет для них опаляющим огнем. Но смысл посещения ими храмов кроется совсем в другом – это осквернение святыни, кощунство. Именно это дает им такую удовлетворенность в своем деянии. Ведь, как правило, в храм они приходят для совершения того или иного магического обряда. Но не всегда им удается оставаться незамеченными.

Я неоднократно просил удалиться из храма людей, которые тайком, а зачастую и в открытую, занимались откровенным колдовством. Таким образом, в храме они черпают ту же «энергию», что и при использовании в магических ритуалах церковных свечей, православных икон, ладана. И «энергия» эта исходит от врага рода человеческого – диавола. Именно это и необходимо людям, сознательно служащим ему.

Является ли целительство при помощи молитв и церковных свечей грехом? Игорь

Прежде всего давайте дадим определение молитве. Как говорил свт. Иоанн Златоуст, молитва – это наша благоговейная беседа с Богом. В молитве мы испрашиваем у Господа благопотребного для нашей жизни. В молитве к святым угодникам мы просим их молиться о нас у престола Вседержителя. Конечно, можем мы молиться и об исцелении от телесных недугов. Но это всего лишь молитвенная просьба и не более того. Именно таково православное определение молитвы. Свечи же мы возжигаем перед святыми образами и святынями, они символизируют горение нашей веры.

Как видите, ничего общего с целительством ни молитвы, ни свечи не имеют. Целители обычно используют вовсе не молитвы, а заговоры, которые с первыми не имеют ничего общего и являются «творением» деятелей черных культов. А свечи, как правило, используются ими в магических обрядах, которые, как Вы понимаете, с Богом тоже ничего общего не имеют. Но вот молиться Господу или святым угодникам об исцелении от болезни, возжигая свечи перед их святыми образами, никто не запрещает. Это даже необходимо.

А обращение к целителю, который «лечит» молитвами и свечами нельзя. Это, действительно, грех.

У меня следующая проблема. На меня одна девушка постоянно делает порчу я в этом уверен. Одна бабушка мне посоветовала пойти в церковь и перекреститься под другим именем, тогда заговоры этой девушки не будут действовать так как она не будет знать моего второго имени. я знаю что это грех второй раз креститься, но что мне делать? Помогите. Евгений

А кто вам сказал о том, что эта девушка делает на Вас порчу? Случайно не одна из тех бабушек, которые ее с Вас снимали? Ну не девушка, а монстр какой-то получается! Ее бы во времена инквизиции, вот там бы сразу решили, что с ней делать! А может быть все не так уж и плохо и девушка уже давно забыла о вашем существовании? Скорее всего, так оно и есть, а вот становится вам хуже как раз от посещения этих «добрых» бабушек, которые «снимают» с вас порчу.

Бабушки-то с Богом общего ничего не имеют и вся работа их от лукавого. Да, да, именно так! А Вы удивлены? Вы думали, что бабушки все святые и напрямую с Богом общаются? Да они, как видно из вашего письма, даже понятия не имеют о православных таинствах, раз советуют креститься второй раз. Да еще и с таким обоснованием.

Имя дается православному христианину раз в жизни, при крещении. И называют человека в честь какого-либо святого. Вот и Вы в крещении носите имя кого-либо из святых. И Вам должно обращаться к нему с молитвой и просить о помощи в трудных ситуациях. А Вы бегаете по бабушкам.

На самом деле, посещение бабушек – это прямое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). Это прямое обращение к диаволу за помощью, но посредством этих самых бабушек. И как понимаете, это тяжкий грех, который требует особого покаяния на исповеди у священника. И не откладывайте это дело в долгий ящик. Ведь грех имеет свойство накапливаться, если он не раскаян. Именно тогда он становится смертным, т.к. ведет к смерти души. Таким образом, дорога у вас теперь одна – в храм Божий, на исповедь и причастие. И забудьте дорогу к бабушкам, она ведет в ад. Помните одно: человеку, живущему в согласии с Богом и исполняющему Его заповеди, не страшны никакие порчи и колдовство. Помощи вам Божией!

Вот уже на протяжении 8 лет боремся с колдовством. Все безрезультатно. Общие отчитки в Загорске у Отца Германа, соборования ничего не помогло. Как сказала одна ясновидящая, что уже ничего не поможет. Слишком долгий срок заговора. Изменилась сущность человека. Срок ее жизни истекает. Помимо того что она не имеет пути в жизни вдруг стала не любить русских ребят. Идет на контакт только с киргизами. Вопрос. Можно ли организовать персональную отчитку у отца Герма в Загорске. Валентина

И откуда у Вас такие познания в оккультной терминологии? Наверное, от тех ясновидящих и экстрасенсов, которых Вы с таким удовольствием слушаете. Я Вам могу сказать лишь одно – все это полнейшая чушь! А беды Ваши как раз от посещений этих «добрых» ясновидящих, которые дерзают говорить, что человеку уже ничего не может помочь. С каких это пор, позвольте узнать, православные христиане стали так доверять людям, не имеющим ничего общего с Богом? И более того, сознательно служащим диаволу. Да, да, именно так! И никак иначе!

Гадалки, экстрасенсы, целители, ясновидящие – все это служители черных культов. И не помогут Вам никакие отчитки у о. Германа и соборования, будет от них лишь хуже. А все от того, что невозможно одновременно молить Бога о помощи и в то же время бегать по экстрасенсам.

Обращение к ясновидящему – это обращение к диаволу! Это прямое нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). А за нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь. Вот и сделайте вывод, отчего же Ваша дочь тает на глазах. А если не остановитесь, то все может закончиться еще более печально, ибо «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх 20, 5-6).

Если Вы сделали для себя соответствующие выводы, то продолжу дальше. Вам необходимо понять, что человеку, живущему в согласии с Богом и исполняющему Его заповеди, не страшно никакое колдовство. На данный момент вам и Вашей дочери крайне необходима исповедь у духовника, на которой необходимо рассказать о визитах к ясновидящим и экстрасенсам.

Возможно, священник назначит Вам епитимью. Со смирением примите все увещания духовника и выполните все его наставления. И выбросьте из головы мысль о том, что отчитки у о. Германа – это панацея от всех болезней. Ваша дочь не страдает беснованием, а чин отчитки – это непосредственно изгнание злого духа из тела человека. Ей необходимо как можно чаще исповедоваться, причащаться и при необходимости собороваться. Но помните, что все это несовместимо с посещениями оккультистов. Все остальные наставления вы сможете получить у священника в храме. Помощи вам Божией!

Коронавирус, предрассудки, теории заговора и религия: архимандрит Кирилл Говорун в программе «Альберт на карантине»

Пока почти весь мир живет в условиях карантина из-за коронавируса, а Православная церковь Московского патриархата в Украине призывает игнорировать ограничения, потому что «страшна не эпидемия вируса, а грех, который губит душу», Альберт Цукренко поговорил с архимандритом Кириллом Говоруном.

Кирилл Говорун — один из самых интересных церковных деятелей. В прошломцерковный бюрократ, сначала Московской патриархии, а затем Киевской митрополии, а ныневсемирно известный богослов, лектор и профессор Loyola Marymount University в Лос-Анджелесе, где преподает теологию, в том числе работникам американской киноиндустрии.

Об осознанности в религии, закрытой церкви, теориях заговора и карантине как возможности подумать о большем — в специальном выпуске программы «Альберт на карантине».

Пандемия — тема, которая волнует людей на обоих полушариях. Вы сейчас в Лос-Анджелесе, какой режим у вас?

На днях губернатор штата и мэр города объявили о новом режиме. Он называется «Лучше быть дома». Это означает, что всем рекомендовано оставаться дома, выезжать и выходить за пределы домов только при необходимости что-то купить поесть или сходить в аптеку. Но при этом разрешаются пробежки, потому что у нас здесь все ведут активный образ жизни, но при условии сохранения дистанции, и прогулки на велосипеде. Собственно я этим правом собираюсь воспользоваться, покататься на своем велосипеде.

То есть режим не жесткий? Никакого комендантского часа, проверок?

За нарушение этого режима грозит штраф и даже заключение, но пока не так жестко, как в Европе.

Вы делали какие-то запасы?

Не боитесь, что будет поздно?

Потому что у нас гречки уже нет.

Читать еще:  Самые скрытные знаки зодиака

Ну, у нас тоже. Я ходил в супермаркет недавно. Две трети полок пустые, но налаживают систему поставок. И губернатор, и мэр в своих объявлениях просят ничем не запасаться, потому что будут регулярные поставки, и чтобы люди просто не создавали лишнего ажиотажа.

Кроме того, у нас здесь очень удобная доставка, все можно по интернету заказывать. Это направление как раз очень сильно усилилось. В Лос-Анджелесе ввели новые политики доставки, и когда доставляют то домой, то не передают в руки, а просто оставляют у дверей. Это очень удобно, правильно, разумно.

А у вас нет чего-то вроде тревожного чемоданчика? Мы собирали тревожные чемоданчики в 2014-м.

Нет. Я в этом смысле полагаюсь на волю Божию, и надеюсь, что необходимость что-то запасать — это больше ажиотаж, чем здравый смысл. И здесь надо скорее воспользоваться здравым смыслом.

Университет, в котором вы сейчас преподаете, закрыт на карантин?

Так же, как практически все американские университеты. Они не только закрыты — это называется обучение в онлайн-режиме.

Все студенты остались дома. У нас на прошлой неделе были каникулы, и студентам не советовали возвращаться с каникул в университет. Кампус закрыли, главное помещение университета закрыли, библиотеку, к моему большому сожалению, закрыли.

Мы общаемся со студентами онлайн, и работа продолжается, только она — в виртуальном пространстве. И, пожалуй, это создает такой мощный импульс, чтобы и в дальнейшем, после этой пандемии, больше делать упор именно на таких виртуальных процессах обучения.

Мир изменится в эту сторону после пандемии?

Мир уже изменился. Мы просто этого не знаем. Никто, пожалуй, не сможет предсказать, что именно будет даже через месяц. И очевидно, что многие процессы изменятся, в том числе, и в обучении.

Как вы вообще переживаете это время? Вам не скучно? Или наоборот вы сейчас можете делать то, что откладывали постоянно на потом?

Я сейчас прилетел из Индии и через пять дней должен был лететь в Токио, в Японию. У меня вообще очень насыщенный поездками режим, а сейчас, наконец, я могу посидеть более двух недель дома, чего уже давно не было, и доделать какие-то дела.

Я сейчас заканчиваю работу над одним большим книжным проектом для Великобритании. И это прекрасная возможность. Сейчас, знаете, период Великого поста, и это прекрасная возможность и попоститься, и поразмышлять, и спокойно поработать, и помолиться. Я каждую минуту получаю удовольствие от этого.

И у вас нет такого синдрома отмены путешествий?

Нет наоборот. У меня другое явление. Это просто я глубоко выдохнул, и теперь, пожалуй, лучше не вдыхать. Выдохнул и просто наслаждаюсь покоем. И советую всем. Это такая прекрасная возможность.

Кто вас окружает? Есть кто-то, кто будет заботиться о вас, если, не дай Бог, вы заболеете?

В этом случае беспокоиться, пожалуй, должна система здравоохранения Калифорнии. Она очень качественная, и уже зарекомендовала себя очень хорошо.

У меня больше виртуальных друзей. Я сохраняю отношения со многими в Украине, особенно сейчас. Глобальный мир скомпрометировал себя из-за этого вируса, но, с другой стороны, глобальность приобретает другое измерение, она становится более виртуальной сейчас. Все больше общаются друг с другом онлайн и чувствуют, что рядом много друзей из разных стран. Поэтому, наверное, это не кризис глобальности, это то, что трансформирует глобальность в какую-то другую модальность, в какой-то другой режим.

Что происходит с религиозными организациями сейчас в Лос-Анджелесе?

Есть такая американская организация — Совет по международным отношениям, которая собирает, в том числе, и религиозных лидеров, и они обсуждают различные проблемы сегодняшнего дня. И недавно у нас была телефонная конференция, где мы обсуждали участие религиозных организаций в этом кризисе, и очень интересные голоса раздавались от различных общин, от различных религий. Очень много было голосов от мусульманских общин, и все, конечно, переживают из-за того, что происходит, пытаются как-то помочь.

Сейчас очень много распространяется предрассудков именно на религиозной почве, причем не только в православии. Например, среди индуистов сейчас распространяется предрассудок, что если пить мочу коровы, то это помогает от коронавируса, потому что корова — это священное животное в Индии. Вот этих религиозных предрассудков в каждой религиозной традиции сейчас куча. Они вылезли все, как грибы после дождя.

В минуты паники архаичное выходит наружу.

Вменяемые религиозные деятели, лидеры пытаются успокоить свою паству и показать, что надо доверять медицине, надо доверять врачам и просто спокойно действовать в этой ситуации согласно рекомендациям, и это помогает.

У нас в Калифорнии закрыты практически все храмы. Непонятно, что будет с Пасхой, потому что западная Пасха на неделю раньше, чем православная. В это время еще точно будет кризис, и как на это будут реагировать и что будут делать местные церковные руководители, пока неизвестно. Но можно понять, очевидно, что богослужения будут проводиться или в очень камерном режиме, или виртуально.

То, что на Западе сразу, без разговоров закрыли храмы — это о чем-то говорит? Что там более ответственно относятся к таким ситуациям или просто более светское общество? И духовная жизнь — это не то, ради чего стоит рисковать общественным здоровьем?

Наверное, и то, и другое. Я бы не сказал, что в Америке — светское общество. Это даже очень религиозное общество, но люди понимают, что происходит, хотя и звучит порой критика.

Известно, что и президент Трамп изначально отреагировал на этот кризис с большим скепсисом, что это якобы придумали демократы, чтобы нагнать ужас на людей. И его поддержали многие консервативные христиане в Америке — евангелики, которые очень похожи на наших православных фундаменталистов, и у них даже риторика очень совпадает. Они распространяют теории заговора, что это придумал какой-то манипулятор, ничего страшного нет. И эти голоса до сих пор, кстати, звучат. Но это, все же, маргинальные голоса, и большинство церквей разных традиций, все религиозные традиции единодушно поддержали карантинные меры для того, чтобы ограничить этот вирус.

У нас такие голоса, я бы сказал, скорее в мейнстриме. Киево-Печерская лавра призывает игнорировать карантин.

Такие радикальные голоса, призывающие все игнорировать, что это просто придумали масоны — это очень маргинальные голоса. Никто так не говорит. Все понимают, что надо что-то делать, просто каждый по-своему понимает меру изоляции.

Кстати, как раз Украинская Православная церковь (Московского патриархата — ред.) показала, что этот кризис, как лакмусовая бумажка, проявил тенденцию, которая уже несколько лет наблюдается, что УПЦ МП становится все более фундаменталистской, более консервативной церковью, чем она была во времена митрополита Владимира. Возможно, я опережаю то ваш вопрос, но Православная церковь Украины продемонстрировала большую открытость, большее понимание опасности, которая связана с этим вирусом, чем УПЦ МП, какой она была во времена митрополита Владимира.

Информационная гигиена не менее важна за личное. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на Спильнокошти ! Поддержите независимую журналистику

Украинское общество все еще очень благосклонно относится к церкви как к институту. Она на первых позициях в рейтинге доверия. Как вы для себя это объясняете? Это довольно необычно на фоне других европейских государств, мы все же хоть и периферия, но Европы.

Есть разная статистика. Если мы возьмем, например, православные общества греческое, румынское — там похожая ситуация, там доверие к церкви выше, чем доверие к любой политической силе или к любой политической институции даже. И это нормально.

Это можно объяснить очень просто: церковь не является политическим институтом. Она не предполагает какую-то политическую программу. Она вне политики, по крайней мере, должна быть. Людям важно понимать, что есть что-то за горизонтом того, что они наблюдают в политической жизни, и это — церковь. И это хорошо.

Единственное, что часто это бывает не потому, что церковь что-то делает, а наоборот — это доверие остается вопреки тому, что делает церковь. Церковные руководители могут совершать много ошибок, делать какие-то опрометчивые заявления и какие-то политические действия, и это, конечно, идет вразрез с внеполитическим характером церкви. Но люди все равно понимают, что эти политические действия и заявления — это лишь оболочка, а внутри церковь остается церковью.

Для людей важно иметь где-то, даже в подсознании, в каком-то углу своего ума, надежду и мысль о чем-то, что в этой нашей жизни выходит за пределы того хаоса, который мы наблюдаем вокруг себя.

Представим себе апокалиптический сценарий: пандемии распространяются одна за другой, все сидят по домам, постоянно действует какой-то комендантский час. Людям запрещено собираться, все происходит онлайн. Это будет конец церкви?

Конечно, нет. Церковь пережила гораздо худшие времена. Конечно, это большая трагедия для многих людей, особенно для тех, кто теряет близких. Но в этой трагедии есть другая, обратная сторона — люди стали больше проводить время в семье друг с другом, больше времени с детьми. Вот я вышел пару дней назад во двор — и я никогда столько семей с маленькими детьми на улице не видел. Они на велосипедах ездили, какой-то мяч гоняли и тому подобное.

У людей появилось время на то, чтобы почитать книгу, пообщаться друг с другом, даже если это онлайн. И этот кризис дает возможность людям вернуться к каким-то базовым вещам, о которых часто забывают или уже подзабыли, из-за технологий, из-за этого глобального движения.

У меня нет никакой критики глобализма, я, пожалуй, один из самых глобальных церковных деятелей, все время езжу. Но если честно, это, конечно истощает, это тяжело. Поэтому очень хорошо иметь такие перерывы, как сейчас, чтобы посидеть, немного подумать над более важными вещами.

БИТВА ЗА СЕРДЦА | Провал Кирилла и Путина. Как РПЦ плела большой заговор против Украины и потерпела фиаско

Москва переоценила свое влияние на православный мир. Что это значит для Украины и чем грозит патриарху РПЦ Кириллу

Российская православная церковь (РПЦ) хотела провести 20 февраля встречу православных церквей в иорданском Аммане, чтобы поднять на нем вопрос «церковного раскола», сорвать процесс признания ПЦУ и оспорить первенство Вселенского патриархата. Не получилось: крупнейшие церкви отказались легализовать планы Москвы. Что это значит и чем грозит (или нет) российскому патриарху Кириллу — разбор LIGA.net.

СТАВКА НА ИЕРУСАЛИМ

Формальным инициатором сборов в Аммане в Москве в ноябре-2019 выступил иерусалимский патриарх Феофил III. Он сделал это предложение в обход вселенского патриарха Варфоломея, после встречи с Кириллом и Путиным, когда получал премию от российского «фонда единства православных народов». РПЦ представила это как инициативу Иерусалима. «Но на самом деле именно Москва продвигала идею. Она хотела создать новую площадку для осуждения действий Константинополя в Украине», — уверен религиовед Дмитрий Горевой.

Читать еще:  Самый справедливый знак зодиака

Для РПЦ важно, чтобы православные сборы были проведены на чужой территории. С первым в церковной иерархии — вселенским патриархом Варфоломеем, Москва разорвала отношения. Дальше она пыталась склонить на свою сторону Александрийского патриарха как второго «в чине», но осенью Феодор II признал автокефалию ПЦУ. В ответ синод РПЦ в декабре разорвал отношения с Александрией и вывел свои приходы в Африке из юрисдикции Александрийского патриархата. Антиохийская церковь не годится, потому что считается сателлитом РПЦ.

Поэтому в последний момент у Кирилла переориентировались на Иерусалим, четвертую церковь на православной карте мира. За ней идет сама РПЦ, остальные — ниже по чину. «Иерусалим по иерархии стоит перед Москвой. А РПЦ хотела, чтобы все было сделано чужими руками, и их не обвинили, что этот собор инспирирован Россией», — объясняет Горевой.

Главная задача РПЦ на этом собрании — сколотить коалицию против Константинополя, приближаясь к глобальной цели: перенести Вселенский патриархат в Москву. «Они будут раздувать щеки, называя себя самой крупной поместной церковью в мире, самой богатой и независимой. Чтобы провозгласить себя первыми», — говорит богослов Илья Бей.

ШАНТАЖОМ И ПОДКУПОМ

Православие представляют 15 автокефальных церквей. Четыре из них (не считая ПЦУ) четко дали понять, что на сборы Русской православной церкви в Амман не поедут. «Это Константинопольский, Александрийский патриарх, Кипрский и Элладский архиепископ. Главы четырех крупнейших церквей» — напомнил Дмитрий Горевой. С Константинополем, Элладой и Александрией РПЦ в прошлом году разорвала отношения за признание ПЦУ.

Патриарх Варфоломей в январе направил в Иерусалим письмо «в строгом тоне», в котором напомнил, что Феофил не компетентен для таких шагов. Архиепископ Афинский Иероним отказался от приглашения Феофила: созыв соборов и встреч предстоятелей является прерогативой Константинополя. Глава Кипрской церкви архиепископ Хризостом просто проигнорировал письмо Феофила с приглашением в Амман. Он «не считает серьезным этот шаг своего друга» и посчитал разумным на него не отвечать. «Он (Кирилл — ред.) собирается создать раскол. А раскол — величайший грех. Я не понимаю этого. Он хочет быть первым. Я сказал ему, что он никогда не будет первым. Точка», — заявил он.

Теоретически РПЦ может рассчитывать на поддержку нескольких своих церквей-сателлитов. Традиционно к ним относят Болгарскую, Сербскую, Антиохийскую (в Сирии) церкви, с оговорками — Польскую и Чешскую. С Россией их связывают длительные, в т.ч финансовые отношения. «Речь идет о подкупе. Причем не обязательно церковном, а и через государственные вливания, общественные организации, пожертвования», — говорит Бей.

РПЦ работает в спайке с российским режимом. Де-факто их благотворительные фонды не церковные — их основателями являются крупные государственные корпорации типа Газпрома, РЖД и Роснефти, которые возглавляют доверенные лица Путина. Но все они имеют церковные названия: Фонд единства православных народов, фонд Василия Великого, фонд Григория Богослова. Через эти фонды Кремль финансирует поместные церкви.

«Они раздают сотни тысяч долларов премиями», — рассказывает Горевой. Сербской церкви Газпром и Газпромнефть выделили миллионы евро на постройку и роспись собора в Белграде. Русские шлют гуманитарную помощь в Сирию, где находится Антиохийский патриархат. У них огромная сеть своих организаций и агентов влияния .

Например, широкое представительство во многих странах имеет Императорское православное палестинское общество, которое возглавляет экс-директор ФСБ Сергей Степашин. Летом 2018 года Греция выслала со своей территории двух российских дипломатов, которых заподозрили в попытках незаконного сбора и распространения информации. Одним из этих дипломатов оказался бывший генконсул России в Салониках Алексей Попов — и он заместитель главы этого «императорского общества».

Для несогласных у РПЦ другой сценарий, говорит замглавы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря. Если раньше церковная дипломатия хоть и плохо, но в целом скрывала сеть лояльных к ней иерархов в других церквях, то теперь Москва фактически призывает определяться: вы с нами или против нас. Тем самым РПЦ шантажирует поместные церкви: «Мы начнем забирать ваши приходы, и у вас самих появятся епископы-повстанцы». Сейчас пара митрополитов в Греции уже играют такую роль.

Несмотря на весь арсенал задействованных средств, Россия не смогла составить большую коалицию против Константинополя. Сейчас общий расклад на церковной карте православия выглядит не в пользу Русской православной церкви, рассказывает богослов Илья Бей:

Болгарская церковь. Большинство архиереев проходили обучение на территории России, поэтому, вероятно, и обработку в спецслужбах. Есть подтвержденные данные о том, что болгарские архиереи назначались распорядителями российских фондов и были проводниками интересов РПЦ.

Сербская церковь. Владыка Ириней (Бачковский) занимает крайне пророссийскую позицию. Он оказывает влияние и на сайт патриархии, поэтому там публикуют информацию в таком ключе, чтобы она удовлетворяла все потребности российских читателей. Часть архиереев не поддерживает его в этом. Но общий вердикт все же такой: настроения в сербской церкви скорее пророссийские, чем проукраинские.

Антиохийская церковь. В 2016 году антиохийские иерархи, как и РПЦ, не принимали участия во всеправославном соборе на Крите. После автокефалии ПЦУ патриарх Иоанн пытался даже оспорить ее и просил созвать новый собор, но получил отказ. Однако в декабре епископ Антиохийского патриархата Сафидский Димитрий сослужил с болгарским митрополитом Николаем Пловдивским, который признал ПЦУ и поминает Епифания в богослужении. Это значит, что и в Антиохию уже проник, как считают в России, церковный раскол. Поскольку нет никаких известных решений синода о прерывании общения или других санкциях к этому архиерею, высока вероятность, что они предпочтут отмалчиваться от украинского вопроса.

Албанская церковь. Находится в дискуссии с Вселенским патриархатом по поводу «украинского кризиса», синод отказался признавать ПЦУ. Тем не менее, в отношении встречи в Аммане предстоятель Анастасий заявил, что это — прерогатива только Вселенского патриарха. Поскольку февральскую встречу созывает не Варфоломей, то глава Албанской церкви, судя по всему, на нее не поедет.

Иерусалимская церковь. С одной стороны, внутри Израиля сильны российские позиции, поскольку так называемые российские благотворительные фонды очень сильно поддерживают Иерусалимскую церковь. Но их решения в церковных вопросах скорее ситуативны.

Чешских земель и Словакии. Эта церковь именно от русских в 1951 году получила томос. Вселенский патриархат признал церковь и даровал томос лишь в 1998 году. А 2013 году РПЦ попыталась рейдернуть церковь, когда промосковское крыло избрало главой промосковского архиепископа Ростислава. Константинополь разорвал отношения с Ростиславом и его иерархами. Церковь фактически разделилась. В начале 2016 года прошли переговоры Константинополя с враждующими сторонами. Ростислав принес извинения патриарху Варфоломею и признал крыло своих оппонентов. Церковь снова объединилась. Епископ чешской церкви Исаия (Сланинка) приезжал в Киев и в Михайловском соборе сослужил с Епифанием. Никаких санкций синод после этого на него не накладывал, хотя настороженность и сохраняется.

Польская церковь. Тоже занимает двойную позицию. В Польше понимают, что на их территории живут много украинских прихожан, да и автокефалия польской церкви основывается на том же, на чем и автокефалия ПЦУ. Они отказались признавать ПЦУ официально, но и не высказались однозначно в поддержку Москвы. Их решения по украинскому вопросу где-то посередине: можно толковать в обе стороны.

Грузинская церковь. Патриарх Илья скорее на российской стороне, но он уже в глубоком возрасте, и «рулят» церковью за него другие. Тут надо учитывать еще и резкие настроения в грузинском обществе и российскую оккупацию. Несколько месяцев назад российский депутат и президент некой ассамблеи православия уселся в кресло спикера парламента и принялся зачитывать речь на русском языке, его «погнали оттуда тряпками».

Румынская церковь. У нее своя игра. Она готова признать ПЦУ, но при выполнении ряда условий — например, предоставления «языковых гарантий» своим приходам на Буковине. Румыния также хотела создать свой экзархат в Украине, и это было выполнено, даже прописано в решении синода. Но следующего шага от Румынской церкви пока не последовало. Возможно, они ждут еще и рукоположения этнического румына в архиереи.

ЧТО ДАЛЬШЕ

В РПЦ говорят, что проведут встречу в Аммане даже с урезанным представительством. Но собором в таком случае она не будет: для этого на ней должны присутствовать предстоятели всех церквей. «Если это вообще произойдет, то просто как собрание глав нескольких поместных церквей, — прогнозирует Горевой. — Думаю, приедут не больше пяти из 15-ти. То есть треть».

Илья Бей подтверждает: можно заранее говорить о провале: «РПЦ не сможет остановить признание ПЦУ — это точно».

На встречу могут приехать представители церквей, которые зависят от России, допускают в ПЦУ. Но назвать ее всеправославной нельзя. А значит, и решения не получат никакого общецерковного значения, говорит и еромонах Софроний (Чуприна) — пресс-секретарь Винницко-Барской епархии ПЦУ.

Всеправославный собор созывался в 2016 году на Крите. Подготовка к нему заняла не одно десятилетие. Это была площадка для решения вопросов, которые возникли на рубеже столетий. Но РПЦ его проигнорировала и подговорила к этому несколько зависимых от нее церквей. Что позволило ей в дальнейшем не признавать собор. И уж тем более не получит всеобщего значения и встреча нескольких церквей в Аммане.

Это может больно ударить по Кириллу, пишут некоторые СМИ — вплоть до потери им кресла главы РПЦ. Но эксперты в это не очень верят. По мнению Горевого, ответственность за провал во внешней политике возложат на главного дипломата РПЦ Иллариона (Алфеева). Он возглавляет отдел внешних церковных связей, который еще в советские времена стал одним из ключевых в РПЦ. Патриарх Кирилл до того, как стать патриархом, возглавлял именно этот отдел. «Карьера Иллариона на этом точно окончена», — считает он.

Кириллу отставка не угрожает минимум до 2023 года, уверен религиовед. Согласно уставу РПЦ, патриарх избирается пожизненно. Но, как и все архиереи, в 75 лет он должен подать формальное прошение об уходе на покой. Дальше синод РПЦ решает, удовлетворить его или нет. «Это как история с заявлением Богдана летом об отставке. Один в один», — отмечает Горевой.

Патриарху Кириллу исполняется 75 лет в 2023 году. И в том же году личный духовник президента России Путина — епископ Тихон (Шевкунов) получит пять лет стажа руководства епархией и сможет выдвигать свою кандидатуру в патриархи РПЦ, напоминают религиоведы. Вот когда эти два фактора совпадут, это может привести к крупным церковно-политическим изменениям в России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector